К этому автору у меня сложное отношение - с одной стороны, пишет Вилар интересно, увлекательно, герои у нее получаются очень яркими, живыми и противоречивыми; а богатый и образный язык повествования позволяет полностью погрузиться в мир фантазии и приключений. Но при этом историю Симона трактует весьма своеобразно, а персонажей (в том числе и исторических) четко делит на любимых и нелюбимых - первые, разумеется, отважны, умны и хороши собой, вторые - трусливы, способны на любую низость и даже внешне уродливы (яркие примеры - Ричард III и принц Юстас). Главная героиня, как правило, полностью соответствует законам любовного романа - легкомысленная красавица, всеобщая любимица, избалованная, капризная и импульсивная. С героями посложнее, но и их можно условно разделить на две группы - благородные рыцари без страха и упрека и "плохие мальчики", которые под влиянием любви меняются в лучшую сторону. Но благодаря таланту автора персонажи, даже не выходя за рамки этих шаблонов, получается все-таки живыми людьми, а не картонными фигурками.
читать дальшеВстречаются ли у Вилар Мэри и Марти Сью? Не знаю. Наверное, у каждого писателя есть свои любимчики, которых он будет в любой ситуации оправдывать и обелять. Есть такие герои и у Вилар. Взять того же Филипа Майсгрейва - автором герой позиционируется как благородный и бесстрашный рыцарь, однако поведение барона в романе благородным назвать нельзя - он холодно и жестоко относится к своей беременной жене (причем мне сразу вспомнились аналогичные сцены в ВиМ с Андреем Болконским и его женой); поддавшись страсти, губит репутацию Анны, после чего всю ответственность малодушно перекладывает на плечи юной девушки. Отдельного разговора заслуживает и Анна - обычно коварной изменницей, ненавидящей собственного мужа и плетущей у него за спиной интриги, в романах выставляют Анну Болейн. Здесь же роль роковой мстительницы сыграла Невилл. Сам Ричард III показан жестоким и беспринципным человеком, моральным и физическим уродом, которому чужды даже малейшие проблески человечности - в итоге образ Ричарда получился мрачным, гротескным и демоническим, но при этом абсолютно неправдоподобным. Ну, не может один человек быть воплощением вселенского зла. Впрочем, сама Вилар никогда и не скрывала, что ей близок шекспировский взгляд на правление Ричарда. Историчность в романе искать не следует - от истории там не осталось практически ничего.
Второй цикл Вилар "Нормандская легенда" посвящен Ролло Нормандскому и Поппе из Байе (Поппа в романе была для благозвучия переименована в Эмму). Первый раз читала этот цикл по диагонали, но после просмотра сериала "Викинги" решила к нему вернуться. Правда, в любовь Ролло и Эммы-Птички я не поверила, и мне их отношения очень сильно напоминали стокгольмский синдром. Иначе я никак не могу объяснить болезненную привязанность юной жизнерадостной девушки к жестокому варвару, который по сути и стал главным виновником всех ее бед. Образ самой Эммы получился несколько сказочным, окутанным дымкой волшебства - недаром сама автор свою героиню сравнивает то с прекрасным рыжеволосым эльфом, то с языческой богиней весны. Но следует заметить, что титул одной из самых ярких виларовских героинь Птичка, безусловно, заслужила.
В романах Вилар довольно часто встречаются жестокость, насилие, убийства, описания варварских обрядов и т.д. И если поклонники автора восхищаются реалистичностью книг, в которых, по их мнению, отражена вся жестокая правда о Средневековье, то остальные читатели нередко ругают Вилар за излишний натурализм. И я скорее принадлежу к последним. Для того, чтобы показать, как нелегко жилось женщине в те далекие времена, вовсе необязательно главную героиню проводить через все круги ада. К тому же книги Вилар все-таки относятся к любовным романам, и в них действуют обязательные законы "сентиментального жанра". Да, героиня может оказаться в самой ужасной и безвыходной ситуации, но в последний момент обязательно появится тот, кто ее спасет, вылечит и защитит. И хотя после всех мытарств героине уже было бы впору сойти с ума, в финале она - по-прежнему жизнерадостная и прекрасная - будет весело праздновать свадьбу с любимым.
Из последних произведений меня чем-то заинтересовала трилогия "Тень меча", в которой описывается третий крестовый поход Ричарда Львиное Сердце. Кстати, любовный треугольник Руфь-Мартин-Джоанна явно отсылает к "Айвенго", хотя виларовские герои, разумеется, не имеют ничего общего с персонажами Скотта.